Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества: опыт Тверской области и Санкт-Петербурга

Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества:
опыт Тверской области и Санкт-Петербурга


Сунгуров А. Ю.,

Доктор политических наук, руководитель департамента прикладной политологии, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” , asungurov@mail.ru


elibrary_id: 615464 |

Козлова Н. Н.,

Доктор политических наук, зав. кафедрой политологии, Тверской государственный университет, tver-rapn@mail.ru


elibrary_id: 346665 | ORCID: 0000-0003-1212-6412 | RESEARCHER_ID: D-5405-2019

Мамагулашвили Д. И.,

Кандидат экономических наук, директор Института экономики и управления, Тверской государственный университет, Mamagulashvili.DI@tversu.ru


elibrary_id: 644947 |


DOI: 10.17976/jpps/2020.03.07

Правильная ссылка на статью:

Сунгуров А. Ю., Козлова Н. Н., Мамагулашвили Д. И. Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества: опыт Тверской области и Санкт-Петербурга. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 93-109. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.07


Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 17-03-00328 “Институты и практики взаимодействия власти, экспертного сообщества и общественных организаций в российских регионах”.

Аннотация

В статье рассматривается логика трансформации региональных общественных палат с точки зрения: а) принципов организации и подбора кадрового состава, б) функционала, заложенного в нормативно-правовой базе, в) проводимых мероприятий, отражающих содержание и направленность работы, г) информационной политики, д) выстраивания связей с общественными организациями, органами государственной власти и МСУ, е) влияния на общественно-политическую ситуацию в регионе. Методы исследования – анализ нормативно-правовой базы, а также содержания веб-сайтов общественных палат Тверской области и Санкт-Петербурга, полуструктурированные интервью с членами палат, экспертами, государственными служащими и депутатами региональных парламентов, имеющими опыт взаимодействия с общественными палатами. Авторы выделяют общие и специфические черты эволюции общественных палат Тверской области и Санкт-Петербурга. Анализ принципов организации и функционала общественных палат показывает, что заложенный в законодательстве потенциал их влияния на публичную политику ограничен. Общие изменения, касающиеся общественных палат, идут в направлении корректировки принципов их комплектования, численного состава, проработки отдельных полномочий, унификации системы региональных общественных палат. По мнению авторов, данный институт способствует активизации общественных сил, готовых встраиваться в коммуникацию по продвижению социально ориентированных проектов. Авторы считают, что генезис и эволюция в России в 2000-е годы новых общественно-государственных институтов свидетельствуют об изменении механизмов взаимодействия структур гражданского общества с государством, оформлении патерналистской модели медиации власти и общества. 

Ключевые слова
модели взаимодействия власти и общества, общественные палаты, институты-медиаторы, публичная политика, общественный контроль, гражданское общество, институты региональной политики.


Список литературы

Абакумов С.А. 2005. От Гражданского Форума до создания Общественной палаты РФ (2001-2005 гг.). М.: Галерия.

Аузан А.А. 2006. Три публичные лекции о гражданском обществе. М.: О.Г.И.

Бабинцев В.П. 2012. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении. – Власть. № 5. С. 24-29.

Бабинцев В.П., Ушамирская Г.Ф. 2014. Субкультура бюрократии в региональном хронотопе. – Регионология. № 1. С. 87-98.

Брянцев И.И. 2017. Специфика интеграции акторов публичной политики в системе взаимодействия власти и общества. – Среднерусский вестник общественных наук. Т. 12. № 3. С. 137-149.

Волков В. 1997. Общественность: забытая практика гражданского общества. – Pro et Contra. Т. 2. № 4. С. 77-91.

Гнусарева Ю. 2008. Общественная Палата Российской Федерации как новый институт гражданского общества. – Власть. № 8. С. 19-23.

Гриб В.В. 2009. Формы и механизмы взаимодействия Общественных палат субъектов РФ с органами государственной власти. – Конституционное и муниципальное право. № 15. С. 13-17.

Гриб В.В. 2010. Общественная палата Российской Федерации как орган общественного контроля. – Юридический мир. № 3. С. 32-40.

Евстифеев Р.В. 2018. Общественные палаты субъектов Российской Федерации в системе управления региона: основные проблемы функционирования и оценки эффективности работы. – Научный результат. Социология и управление. Т. 4. № 4. С. 87-100. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-4-0-8

Зеленский П.А. 2019. Некоторые особенности правового регулирования общественного контроля в России. – Модернизация государственного и муниципального управления: концепции, технологии, практики. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС. С. 181-184.

Нездюров А.Л., Сунгуров А.Ю. 2008. Взаимодействие органов власти и структур гражданского общества: возможные модели и их реализация в общественно-политической жизни современной России. – Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. Под ред. Л.И. Якобсона. М.: Вершина. C. 209-236.

Петров Н.В. 2006. Общественная палата: для власти или для общества? – Pro et Contra. Т. 10. № 1. С. 40-58.

Сергеев С.Г. 2010. Общественная палата: опыт структурирования внеконституционного политического института. – Политические механизмы управления национальной периферией: отечественный и зарубежный опыт. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. С. 191-203.

Сунгуров А.Ю., Захарова О.С., Петрова Л.А., Распопов Н.П. 2012. Институты-медиаторы и их развитие в современной России. 1. Общественные палаты и консультативные советы: федеральный и региональный опыт. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 165-178. URL: https://www.politstudies. ru/article/4523 (accessed 24.03.2020).

Тарасенко А.В. 2010. Деятельность общественных палат в регионах России: эффективность vs фиктивность. – Полития. № 1. С. 80-88.

Чернышов Ю.Г. 2008. Общественная палата: “симулякр” или институт гражданского общества в России? – Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодей- ствия. М.: РОССПЭН. С. 33-43.

Шмиттер Ф. 1997. Неокорпоративизм. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 14-22.

 

Owen C., Bindman E. 2019. Civic Participation in a Hybrid Regime: Limited Pluralism in Policymaking and Delivery in Contemporary Russia. – Government and Opposition. Vol. 54. No. 1. P. 98-120. https://doi.org/10.1017/gov.2017.13 

Содержание номера № 3, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Сунгуров А. Ю., Захарова О. С., Петрова Л. А., Распопов Н. П.,
Институты-медиаторы и их развитие в современной России. 1. Общественные палаты и консультативные советы: федеральный и региональный опыт. – Полис. Политические исследования. 2012. №1

Сунгуров А. Ю., Распопов Н. П., Беляев А. Ю.,
Институты-медиаторы и их развитие в современной России. II. Фабрики мысли и центры публичной политики. – Полис. Политические исследования. 2012. №4

Никовская Л. И., Якимец В. Н.,
Оценка действенности институтов публичной политики в России. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Сунгуров А. Ю., Распопов Н. П., Глухова Е. А.,
Институты-медиаторы и их развитие в современной России. III. Институт Уполномоченного по правам человека. – Полис. Политические исследования. 2013. №2

Никовская Л. И., Якимец В. Н.,
Институциональное развитие межсекторного партнерства в России . – Полис. Политические исследования. 2016. №5

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991