Секуляризация и религиозность в оптике конструктивизма
Сардарян Г. Т.,
Доктор политических наук, декан факультета управления и политики, МГИМО МИД России, sardaryan.mgimo@gmail.com
elibrary_id: 755856 | ORCID: 0000-0001-8515-4321 | RESEARCHER_ID: P-9791-2017
Алексеева Т. А.,
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой политической теории, МГИМО МИД России, заслуженный деятель науки РФ, ataleks@mail.ru
elibrary_id: 1361 |
DOI: 10.17976/jpps/2020.04.09
Сардарян Г. Т., Алексеева Т. А. Секуляризация и религиозность в оптике конструктивизма. – Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 124-138. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.09
В научной литературе чуть ли не в качестве аксиомы подается тезис о том, что модернизация неизменно сопровождается утратой религиозности и секуляризацией. Между тем ситуация не столь проста и однозначна: в современном мире наблюдаются отчетливые тенденции, демонстрирующие как размывание секуляризма, так и подъем интереса к религии, причем в самых разных вариантах – от фундаментализма до новых веяний и верований. Религиозные воззрения не были заменены политическими идеологиями. Интерпретация и исповедание религий во многом предопределяются политической культурой конкретных обществ, их идентичностью, исторической мифологией, традициями. В свою очередь, политическая культура становится реципиентом новейших вариантов религиозных и секулярных воззрений. Иначе говоря, решающее значение имеет контекст, поэтому европейская модель вовсе не является универсальной. По мнению авторов, конструктивизм представляет собой подход, позволяющий выйти за пределы евроцентризма, который попрежнему характерен для многих современных исследований, фиксирующих данные статистики соответствующих стран и регионов, но не связывающих происходящие в этих странах и регионах политические процессы с характерной для них политической культурой.
Список литературы
Барановский В.Г., Наумкин В.В. 2018. “Мир веры” и “мир неверия”: экспансия и редукция религиозности. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 8-31. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.02
Вебер М. 1990. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М.: Прогресс.
Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. 2017. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир.
Казанова Х. 2018. Размышляя о постсекулряном: три значения “секулярного” и три возможности выхода за его пределы. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4. С. 143-174. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174
Кимелев Ю.А. 1998. Философия религии. Систематический очерк. М.: Nota Bene.
Корм Ж. 2012. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. М.: Институт общегуманитарных исследований.
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. 2002. Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М.: Московская школа политических исследований.
Лебедева М.М., Харкевич М.В. 2016. Теория международных отношений в зеркале современных российских исследований. – Вестник МГИМО-Университета. № 5. С. 7-19.
Лютер М. 1994. К христианскому дворянству немецкой нации. – Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие. С. 55-119.
Маркс К. 1955. К еврейскому вопросу. – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М.: Гос. изд-во политической литературы. С. 382-413.
Ферро М. 2010. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Книжный клуб 36.6.
Хабермас Ю. 2008. Против “воинствующего атеизма”. “Постсекулярное” общество – что это такое? – Русский журнал. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma#1 (accessed 28.05.2020).
Харрисон Л. 2012. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец мультикультурализма. М.: Фонд “Либеральная миссия”.
Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.04
Barnett M. 2001. Empire of Humanity. A History of Humanitarianism, Ithaca: Cornell University Press.
Berger P. 1967. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. Garden City: Doubleday.
Berger P. 2014. The Many Alters of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age. Boston: Walter de Gruyter, Inc.
Burgess-Jackson K. 2018. Rethinking the Presumption of Atheism. – International Journal for Philosophy of Religion. Vol. 84. No. 1. P. 93-111.
Cameron C.D., Payne B.K., Sinnott-Armstrong W., Scheffer J.A., Inzlicht M. 2017. Implicit Moral Evaluations: A Multinomial Modeling Approach. – Cognition. Vol. 158. P. 224-241.
Campanini M. 2015. “Science and Epistemology in Medieval Islam. – Social Epistemology Review and Reply Collective. Vol. 4. No.12. P. 20-28.
Eisenstadt S.N. 2000. Multiple Modernities. – Daedalus. Vol. 129. No. 1. P. 1-29.
Fleming C.T. 2018. Critical Legal Studies and Narrative Ethics in Contemporary Indian ‘Epic’ Fiction. – South Asian Studies. Vol. 34. No. 1. P. 81-92.
Glei R., Reichmuth S. 2012. Religion between last Judgement, law and Faith: Koranic Dīn and its Rendering in Latin Translations of the Koran. – Religion. Vol. 42. No. 2. P. 247-271.
Hurd E.Sh. 2008. Politics of Secularism in International Relations. Princeton: Princeton.
Hurd E.Sh. 2015. Beyond Religious Freedom: The New Global Politics of Religion. Princeton: Princeton university Press.
Hurd E.Sh. 2017. Narratives of De-secularization in International Relations. – Intellectual History Review. Vol. 27. No. 1. P. 97-113. https://doi.org/10.1080/17496977.2016.1255462
Kramer G. 1993. Islamist Notions of Democracy. Middle East Report, July-August. URL: https://merip.org/1993/07/islamist-notions-of-democracy/ (accessed 30.05.2020).
Kuroda T. 1996. The Imperial Law and the Buddhist Law. – Japanese Journal of Religious Studies. Vol. 23. No. 3-4. P. 271-285.
Łukasiewicz D. 2018. Epistemic Deism and Probabilistic Theism. – European Journal for Philosophy of Religion. Vol. 10. No. 1. P. 129-140.
Nongbri B. 2013. Before Religion: A History of a Modern Concept. New Haven: Yale University Press.
Norris P., Inglehart R. 2011. Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
Rawls J. 1998. A Theory of Justice. Cambridge: Harbard University Press.
Rosa L. 2019. Logical Principles of Agnosticism. – Erkenntnis. Vol. 84. No. 6. P. 1263-1283. https://doi.org/10.1007/s10670-018-0007-7
Sheikh M.K. 2018. Recursion or Rejection? Securitization Theory Faces Islamist Violence and Foreign Religions. – Global Discourse. Vol. 8. No. 1. P. 26-38.
Shipovalova L. 2017. Should We Conceive Science Historically? – Epistemology and Philosophy of Science. Vol. 51. No. 1. P. 18-28.
The Desecularization of the World. 1999. Ed. by P. Berger. Grand Rapids: William B. Eerdman’s.
Walker H.B.J. 1993. Inside/Outside: International Relations as Political Theory. Cambridge: Cambridge University Press.
Walton H. 2018. We Have Never Been Theologians: Postsecularism and Practical Theology. – Practical Theology. Vol. 11. No. 3. P. 218-230.
Wiorda H. 2016. Political Culture, Political Science, and Identity Politics. An Uneasy Alliance. London: Routledge.
Zeitlin S. 1938. The Jews: Race, Nation, or Religion? – Biblica. Vol. 19. No. 1. P. 105-107.
Возможно, Вас заинтересуют:
Алексеева Т. А.,
Стратегическая культура: эволюция концепции. – Полис. Политические исследования. 2012. №5
Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Сморгунов Л. В.,
Политическая идентичность и понятие политического. – Полис. Политические исследования. 2012. №6
Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Кара-Мурза А. А., Чугров С. В., Зубов А. Б., Рашковский Е. Б., Кантор В. К., Жукова О. А.,
Российский либерализм и христианские ценности. – Полис. Политические исследования. 2011. №3
Глинчикова А. Г.,
Демократическая модернизация и национальная культура. – Полис. Политические исследования. 2010. №6