Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера
Шестопал Е. Б.,
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, shestop0505@rambler.ru
elibrary_id: 104409 | ORCID: 0000-0003-4778-4327 | RESEARCHER_ID: I-4529-2018
Рогач Н. Н.,
аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, nickolayrogach@gmail.com
DOI: 10.17976/jpps/2020.04.12
Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н. Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера. – Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 166-180. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.12
Статья посвящена идеальным представлениям российских граждан о президенте и их воздействию на восприятие реального лидера. До сих пор предпринимались лишь единичные попытки разработки данной темы в рамках отдельных опросов, политико-психологический анализ проводится впервые. В теоретической части статьи проанализированы идеальные представления в контексте различных политологических, психологических и социологических концепций. Избранный авторами подход базируется на теории политического восприятия. Статья построена на результатах двух эмпирических исследований, проведенных авторами осенью 2019 г. В первом изучался образ идеального президента в массовом сознании россиян, во втором – образ действующего президента России В.В. Путина. В эмпирической части статьи эти два типа образов описываются и сравниваются между собой по трем шкалам: привлекательности, силы и активности. Результаты исследования позволили выявить личностные и функционально-ролевые характеристики образа идеального президента, показать формы взаимодействия между идеальными и реальными образами, установить укорененность образа идеального президента в глубинных слоях российской политической культуры.
Список литературы
Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. 1993.
Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М.: Антиква.
Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018). 2019. Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир.
Иванова М.Г. 2017. Роль национальных архетипов для формирования образа будущего России. – Вестник РУДН. Серия: Политология. № 3. С. 309-315. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-3-309-315
Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство.
Лейенс Ж., Дарден Б. 2001. Основные концепции и подходы в социальном познании. – Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО-Пресс. С. 140-141.
Мельникова А.А., Круглянская Л.Я. 2013. Архетипы лидера и глубинные основания в культуре: лингво-культурологическое исследование. – Общество. Среда. Развитие. № 1. С. 194-197.
Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П. 2014. Критерии оценки качественных исследований. – Национальный психологический журнал. № 2. С. 49-51. https://www.doi.org/10.11621/npj.2014.0206
Ракитянский Н.М. 2016. Опыт концептуального моделирования китайского политического менталитета. Часть 2. – Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 2. С. 57-79.
Ракитянский Н.М. 2017. Фундаментальные основания англо-американского политического менталитета. – Поиск. Альтернативы. Выбор. № 1 (5). С. 112-135.
Чернецкая Н.И. 2016. Образы ведущих политиков России в сопоставлении с образом идеального национального лидера. – Известия Иркутского государственного университета. Серия “Психология”. Т. 15. С. 50-59.
Шестопал Е.Б., Вагина В.В, Пасс П.С. 2019. Новые тенденции восприятия власти российскими гражданами. – Полития. № 4. С. 67-86. https://www.doi.org/0.30570/2078-5089-2019-95-4-67-86
Almond G., Verba S. 1963. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. New Jersey: Princeton University Press. https://doi.org/10.1007/978-3-658-13213-2_51
Bazaluk O., Blazhevich T. 2016. The Image of an Ideal Ukrainian Politician. Ukrainian National Idea. – Future Human Image. Vol. 3 (6). P. 24-30.
Cottam M.L. 1994. Images and intervention: U.S. Policies in Latin America. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press.
Culture and Leadership across the World: The GLOBE Book of in-Depth Studies of 25 Societies. 2013. Ed. by J.S. Chhokar, F.C. Brodbeck, R.J. House. London: Routledge.
Graeff C. 1983. The Situational Leadership Theory: a Critical View. – Academy of Management Review. No. 8. P. 285-291. https://doi.org/10.5465/amr.1983.4284738
Handbook of Leadership and Management Development. 2010. Ed. by J. Gold, R. Thorpe, A. Mumford. Aldershot: Gower.
Harter N. 2008. Great Man Theory. – Leadership: The Key Concepts. London: Routledge. P. 67-71.
Hartley J., Hinksman B. 2003. Leadership Development a Systematic Review of the Literature. London: NHS Leadership Centre. P. 1-78.
Hersey P., Blanchard K.H. 1969. Life Cycle Theory of Leadership. – Training and Development Journal. No. 23. P. 26-33.
Hersey P., Blanchard K.H. 1974. So You Want to Know Your Leadership Style? – Training and Development Journal. No. 28. P. 22-37.
House R.J., Hanges P.J., Javidan M., Dorfman Pw.W., Gupta V. 2004. Culture, leadership, and organizations: the GLOBE study of 62 societies. London: Sage.
Kinder D.R., Fiske S.T. 1986. Presidents in the Public Mind. – Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. Ed. by M.G. Hermann. San Francisco: Jossey-Bass. P. 193-210.
Markova I. 2003. Dialogicality and Social Representations. Cambridge: Cambridge University Press.
Stogdill R.M. 1948. Personal Factors Associated with Leadership: a Survey of the Literature. – Journal of Psychology. No. 25. P. 35-71. https://doi.org/10.1080/00223980.1948.9917362
Tannenbaum R., Schmidt W.H. 1973. How to Choose a Leadership Pattern. – Harvard Business Review. No. 51. P. 162-180.
The Oxford Handbook of Political Psychology. 2013. Ed. by Huddy L., Sears D.O., Levy J.S. Oxford University Press.
The Psychology of Leadership: New Perspectives and Research. 2005. Ed. D.M. Messick, R.M. Kramer. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
Trent J.S., Short-Thompson C., Mongeau P.A., Metzler M.S. 2017. The Consistent Attributes of the IDEAL Presidential Candidate in an Increasingly Divided Electorate. – American Behavioral Scientist. Vol. 61. No. 3. P. 278-297. https://doi.org/10.1177/0002764217693278
Vroom V.H., Yetton P.W. 1973. Leadership and Decision-Making. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press. https://doi.org/10.2307/j.ctt6wrc8r
Возможно, Вас заинтересуют:
Шестопал Е. Б.,
Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания во власти. – Полис. Политические исследования. 2015. №6
Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4
Касамара В. А., Сорокина А. А.,
Политическое сознание подростков: благополучные школьники vs дети улиц. – Полис. Политические исследования. 2009. №6
Иванникова О. В.,
Влияние ситуации в регионе на восприятие политиков федерального уровня: Кубань. – Полис. Политические исследования. 2000. №4
Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И.,
Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. 2016. №3