Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук
Щипков В. А.,
кандидат философских наук, доцент кафедры международной журналистики, МГИМО МИД России; директор, Русская экспертная школа, Москва, vas.ship@mail.ru
elibrary_id: 932404 | ORCID: 0000-0002-2263-283X |
DOI: 10.17976/jpps/2021.01.10
Щипков В. А. Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук. – Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 142-156. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.10
Автор анализирует эпистемологию общественных наук (в том числе политической) М. Вебера, которая фрагментарна по форме, но стремится к синтезу в содержании. “Негативную” ее сторону составляют антиметафизика и антипозитивизм, “положительную” – субъективизм и диалектический рационализм. Для неметафизического обоснования светского рационального начала Вебер опирается на диалектическое объяснение рациональности. Диалектический рационализм (применительно к Веберу понятие вводится впервые) исходит из того, что рациональность является источником культуры и развивается из самой себя в результате взаимодействия двух своих начал – “материального” (ставит субъективные цели) и “формального” (обеспечивает достижение целей с опорой на объективную логику). Занимаясь историей религий, Вебер указывает на момент, когда религиозные цели стали недостижимыми, что усилило напряжение формальной рациональности, которая развилась и стала в эпоху модерна самостоятельной. По этой логике рациональность основывается на разумном целеполагании и отрицании личного Бога. Такой подход отделил светскость от материалистического мировоззрения и вопреки влиянию позитивизма легализовал религию и все другие “субъективные” мировоззрения в общественном пространстве; все они приобрели статус подсистемы социального, который защищал их от преследований, но лишал политической субъектности. Это стало символическим итогом исторического формирования общественных наук современного типа. Отсутствие у Вебера окончательного определения источника рациональности, а также понятия “религия” и ряд других моментов способствуют предположению о существовании имплицитного теологического контекста в подходе Вебера. Сочетание диалектического, антиметафизического подхода с теологическим контекстом создает ситуацию теологии отрицания, при которой невозможно сформулировать программу будущего – как в общекультурном, так и в политическом смысле, что ведет к веберовскому “пессимизму”. Один из возможных путей выхода из этой ситуации – продолжение и расширение веберовской программы теологизации эпистемологических подходов.
Список литературы
Башляр Г. 1987. Новый рационализм. М.: Прогресс.
Вебер М. 1990. Избранные произведения. М.: Прогресс.
Вебер М. 1994. Избранное. Образ общества. М.: Юрист.
Вебер М. 2017. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 т. Т. 2. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики.
Дробницкий Д.О. 2017. Истоки русофобии в США. – Тетради Русской экспертной школы. № 2. Москва: Русская экспертная школа, Пробел-2000. С. 51-79.
Идеалистическая диалектика в XX столетии. 1987. М.: Политиздат.
Ионин Л.Г. 1998. Вебер. – Современная западная философия. М.: ТОН-Остожье. С. 66-70.
Каубе Ю. 2016. Макс Вебер: жизнь на рубеже двух эпох. Москва: Дело.
Ойттинен В. 2017. Общие типы рациональности и конкретные философские культуры: от Гегеля до Макса Вебера. – Vox. Философский журнал. № 23. 198-211.
Расторгуев В.Н. 2019. Цивилизационный подход в политической прогностике и границы секулярного мира. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 111-116.
Черткова Е.Л. 2015. Утопия как “философский проект”. – Вопросы философии. № 5. С. 190-201.
Шлюхтер В. 2004. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы. – Журнал социологии и социальной антропологии. № 2. С. 22-50.
Щипков В.А. 2019. Слово к читателю. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 7-10.
Ясперс К. 1994. Речь памяти Макса Вебера. Выступление перед студентами Гейдельбергского университета на траурном заседании 17 июля 1920 года. – Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва: Юрист. С. 553-566.
Turner S.B. 2011. Religion and the Modern Society: Citizenship, Secularization and the State. Cambridge: Cambridge University Press.
Weber M. 1904. Die “Objektivitat” sozialwissenschaftlicher und sozialpolitischer Erkenntnis. – Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. No. 19 (1). S. 22-87.
Weber M. 1986. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Band 2. Tubingen: Mohr-Siebeck.
Weber M. 1994. Sociological Writings. New York: Continuum.
Weber M. 2002. Schriften 1894-1922. Band 233. Stuttgart: Kroners Taschenbuchausgabe.
Возможно, Вас заинтересуют:
Хаванов Е. И.,
Современность как вечное свойство научной классики: Макс Вебер. – Полис. Политические исследования. 1995. №4
Палонен К. ,
«Объективность» как «честная игра». Веберовское переопределение нормативного понятия. – Полис. Политические исследования. 2010. №5
Гаман-Голутвина О. В.,
Метафизика элитных трансформаций в России. – Полис. Политические исследования. 2012. №4
Капустин Б. Г.,
Тезисы о политической философии. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Романова М. Д.,
Влияние культурного контекста на формирование научной политики (опыт Франции). – Полис. Политические исследования. 2015. №5