Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти

Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти


Наумкин В. В.,

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия; ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Россия, director@ivran.ru


elibrary_id: 71351 | RESEARCHER_ID: R-9576-2019


DOI: 10.17976/jpps/2021.06.04
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Наумкин В. В. Современный конвергентный арабский национализм в зеркале исторической памяти. – Полис. Политические исследования. 2021. № 6. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.04


Аннотация

Арабский национализм (АН) – широкое идейно-политическое движение, сыгравшее важную роль в освобождении арабов сначала от османского, затем от европейского господства и, наконец, в становлении и развитии целого ряда независимых арабских государств. В статье предлагается новое прочтение современного состояния АН, сторонники которого почти шесть десятилетий находятся у власти в Сирии. Проведенный в статье анализ генезиса этого движения показывает, что левантийско-иракская зона явилась главным очагом возникновения и развития концепции единства арабской нации, которая легла в основу идеологии и политики одного из трех направлений панарабского сегмента АН – баасизма. Утверждается, что для его выживании как доминирующей политической силы и правящей партии в Сирии немалую роль играет историческая память, которая в странах Востока оказывает гораздо большее влияние на политику, чем на Западе. В рамках обзора исторического наследия АН выделяются две волны “арабского пробуждения”, показывается роль личностей, разработавших основные светские идейно-теоретические постулаты панарабистов. В этом контексте отмечается преемственность в напряженных отношениях между АН в Леванте, с одной стороны, и османами, а затем турецкими националистами нашего времени, с другой; при этом один из современных лозунгов последних (“пять государств – одна нация”) весьма схож с главным лозунгом АН (“единая арабская нация”). В статье анализируется эволюция дихотомии: каумизм (панарабский национализм) – ватанизм (партикулярный, страновой патриотизм). Доказывается, что, несмотря на вроде бы сокрушительное поражение идеи панарабизма в условиях торжества модели национального государства, в арабском мире сохраняются предпосылки интеграции, которые допускают гипотетическую возможность возвращения АН в перспективе на политическую арену. Однако это может произойти только в результате идейной трансформации АН в русле закрепления его гибридной, точнее, конвергентной формы, преодолевающей антагонизм между каумизмом и ватанизмом. 

Ключевые слова
арабский национализм, Баас, Левант, секуляризм, арабское пробуждение, каумизм, ватанизм, национальное освобождение, ислам, гибридность, конвергенция.


Список литературы

Восток: политика и идентичность. Под ред. И.Д. Звягельской. 2020. М.: Аспект Пресс. 336 с.

Наумкин В.В. 2017. “Красные волки” Йемена: Национальный фронт в революции. М.: ИВ РАН. 312 с.

Наумкин В.В. 2018. Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между мировыми войнами. М.: Аспект Пресс. 455 с.

Наумкин В. 2021. Кризис османского правления в Йемене в начале ХХ века (по данным российской военной разведки и дипломатии). – Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. № 2. C. 180-196. https://doi.org/10.31857/S086919080014448-9

Пир-Будагова Э.П. 2015. История Сирии. ХХ век. М.: Институт востоковедения РАН. 392 с.

Тихонова Т. 1984. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М.: Наука. 221 с.

 

Antonius G. 1938. The Arab Awakening: The Story of the Arab National Movement. Beyrut: Khayat’s. 492 p.

Arab Nationalism: An Anthology. 1962. Ed. by S.G. Haim. Berkeley, Los Angeles: University of California Press. 255 p. https://doi.org/10.1017/S0041977X00101077

Bashkin O. 2011. Hybrid Nationalisms: Watanī and Qawmī Visions in Iraq under ‘Abd al-Karim Qasim, 1958–61. – International Journal of Middle East Studies, Vol. 43. No. 2. Relocating Arab Nationalism. P. 293-312. https://doi.org/10.1017/S0020743811000079

Becker C.H. 1932. Martin Hartmann. – Islamstudien. No. 2. Leipzig: Quelle & Meyer. P. 481-490.

Bendebka R. 2020. Pitfalls of Nationalism in the Middle East and North Africa Region. – Current Research Journal of Social Sciences. Vol. 3. No. 1. P. 1-14.

Berger M.T. 2004. After the Third World? History, Destiny and the Fate of Third Worldism. – Third World Quarterly. Vol. 25. No. 1. P. 9-39. https://doi.org/10.1080/0143659042000185318

Dawisha A. 2003. Arab Nationalism in the Twentieth Century. From Triumph to Despair. Princeton, NJ, Oxford: Princeton University Press. 352 p. https://doi.org/10.23943/princeton/9780691169156.001.0001

Humphreys R.S. 1999. Between Memory and Desire: The Middle East in a Troubled Age. Berkeley: University of California Press. 297 p.

Khalidi W. 1978. Thinking the Unthinkable: A Sovereign Palestinian State. – Foreign Affairs. Vol. 56. No. 4. P. 695-713.

Khan N.A. 1964. A Commonwealth of Muslim States. Introduction. – Studies in Commonwealth of Muslim Countries. Ed. by Motamar Al-Alam Al-Islami (World Muslim Congress). Karachi: Umma Publishing House. 96 p.

Kohn H. 1944. The Ideas of Nationalism: A Study of its Origin and Background. New York: The Macmillan Ian Co. 735 p.

Kramer M. 2008. Arab Awakening & Islamic Revival. The Politics of Ideas in the Middle East. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. 297 p.

Malley R. 1996. The Call from Algeria: Third Worldism, Revolution, and the Turn to Islam. Berkeley: University of California Press. 310 p.

Malley R. 1999. The Third Worldist Moment. – Current History. Vol. 98. No. 631. P. 359-369.

Naazer M.A. 2019. Nationalism in the Muslim World: A Curse or Blessing? – Liberal Arts and Social Sciences International Journal (LASSIJ). Vol. 3. No. 1. P. 30-42. https://doi.org/10.47264/idea.lassij/3.1.4

Tauber E. 1993. The Arab Movements in World War I. London: Frank Cass. 322 p. https://doi.org/10.4324/9781315036014

Zubaida S. 2004. Islam and Nationalism: Continuities and Contradictions. – Nations and Nationalism. Vol. 10. No. 4. P. 407-420. https://doi.org/10.1111/j.1354-5078.2004.00174.x

 

Al-Duri A. 1984. Al-Takween al-tarikhi li-l-umma al-‘arabiyya: dirasa fi-l-huwiyya wa-l-wa‘y. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 339 p.

Al-Hindi H. 2012. Al-Haraka al-qawmiyya al-‘arabiyya fi al-qarn al-‘ishrin (dirasa siyasiyya). Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 576 p.

Al-Husri S. 1985. Abhath mukhtara fi al-qawmiyya al-‘arabiyya. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 468 p.

Al-Sayf T. 2021. Da‘wa li-muraja‘at mafhum al-umma. Al-qawmiyya. Al-muwatana. – Al-Sharq al-Awsat. January 6. No. 15380.

Al-Shaer. 2021. Inzilaq Dimashq nahwa al-awham yabda bi-khatwa wahida. – Arabic.rt.com. July 21. Dustur al-Jumhuriyya al-‘Arabiyya al-Suriyya. 2012. Damascus.

Habash G. 2019. Safahat min masirati al-nidaliyya. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 384 p.

Hawatme N. 2019. Azmat al-mashru‘ al-watani al-filastyni. Muraja‘a naqdiyya. Damascus: Al-Daralwataniyya al-jadida. 176 p.

Tatawwur al-fikr al-qawmiyy al-‘arabiyy. Buhuth wa-munaqashat al-nadwa al-fikriyya allati nazzamatha Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 1986. Beyrut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiyya. 407 p. 

 
ص 339 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم : . [Ад-Дури А. 1984. Ат-Таквин ат-тарихи ли-ль-умма аль-‘арабий-йа: дираса фи-ль-хувиййа ва-ль-ва‘й. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Историческое становление арабской уммы: исследование сущности и сознания. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 339 с.)].

ةدحولا تاسارد زكرم :توريب .(ةيسايس ةسارد) نيرشعلا نرقلا يف ةيبرعلا ةيموقلا ةكرحلا . 2012 .يدنهلا يناه

ص 576 .ةيبرعلا . [Аль-Хинди Х. 2012. Аль-Харака аль-каумиййа аль-‘арабиййа фи аль-карн аль-‘ишрин (дираса сийясиййа). Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. )Арабское национальное движение в ХХ веке (политологическое исследование). Бейрут: Центр исследований арабского единства. 576 с.)].

ص 468 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم :توريب .ةيبرعلا ةيموقلا يف ةراتخم ثاحبأ . 1985 .يرصحلا عطاس . [Аль-Хусри С. 1985. Абхас мухтара фи аль-каумиййа аль-‘арабиййа. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Избранные исследования по арабскому национализму. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 468 с.)].

15380 ددعلا ،طسوألا قرشلا – .”ةينطولا .ةيموقلا .ةمألا موهفم ةعجارمل ةوعد“ . 2021 رياني 6 .فيسلا قيفوت . [Ас-Сейф, Т. 6 января 2021. “Да‘ва ли-мураджа‘ат мафхум ал-умма. Ал-каумиййа. Ал-муватана”. – Аш-Шарк аль-Аусат, № 15380. (“Призыв к пересмотру понятия уммы. Национализм. Патриотизм”. – Ближний Восток, № 15380.)].

21 .رعاشلا يمار \07\ مويلا ايسور ؟ةدحاو ةوطخب أدبي ماوهألا وحن قشمد قالزنإ . 2021 . [Аш-Шаер Р. 21.07.2021. Инзиляк Димашк нахва аль-аухам йабда би-хатва вахида? arabic.rt.com. (Бегство Дамаска от действительности начинается с одного шага? arabic.rt.com)].

2012 .قشمد .ةيروسلا ةيبرعلا ةيروهمجلا روتسد . [Дустур аль-Джумхурийя аль-Арабийя ас-Сурийя. Дамаск: 2012. (Конституция Сирийской Арабской Республики.)].

:توريب . 1986 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم اهمظن يتلا ةيركفلا ةودنلا تاشقانمو ثوحب .يبرعلا يموقلا ركفلا روطت ص 407 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم . [Татаввур аль-фикр аль-каумийй аль-‘арабийй. Бухус ва-мунакашат ан-надва аль-фикриййа аллати наззамаха Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. 1986. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Развитие арабской национальной мысли: исследования и обсуждения симпозиума Центра исследований арабского единства. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 407 с.)].

ص 384 .ةيبرعلا ةدحولا تاسارد زكرم :توريب .ةيلاضنلا يتريسم نم تاحفص . 2019 .شبح جروج . [Хабаш Дж. 2019. Сафахат мин масирати ан-нидалиййа. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-‘арабиййа. (Страницы моего пути борьбы. Бейрут: Центр исследований арабского единства. 384 с.)].

.ص 176 .ةديدجلا ةينطولا رادلا :قشمد .ةيدقن ةعجارم .ينيطسلفلا ينطولا عورشملا ةمزأ . 2019 .ةمتاوح فيان [Хаватме Н. 2019. Азмат аль-машру‘ аль-ватани аль-филастыни. Мураджа‘а накдийя. Дамаск: Ад-Дар аль-ватанийя аль-джадида. (Кризис палестинского национального проекта. Критический обзор. Дамаск: Новый национальный дом. 176 с.)].

Содержание номера № 6, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Кудрявцев И. Е.,
Национальное Я и политический национализм . – Полис. Политические исследования. 1997. №2

Перегудов С. П.,
Конвергенция по-российски: «золотая середина» или остановка на полпути?. – Полис. Политические исследования. 2008. №1

Малков С. Ю., Коротаев А. В., Исаев Л. М., Кузьминова Е. В.,
О методике оценки текущего состояния и прогноза социальной нестабильности: опыт количественного анализа событий Арабской весны. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Перегудов С. П.,
Партии и группы интересов: к новой модели взаимодействия . – Полис. Политические исследования. 2014. №1

Абазов Р. Ф.,
Средняя Азия: ислам и политика . – Полис. Политические исследования. 1992. №4

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2018


Холодковский К. Г.
Непростые проблемы современного общественного сознания

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991