Telegram-каналы в борьбе за электорат: формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса – 2020

Telegram-каналы в борьбе за электорат:
формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса – 2020


Зуйкина К. Л.,

Кандидат филологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, chris-zu@ya.ru


elibrary_id: 1076473 | ORCID: 0000-0002-2199-197X | RESEARCHER_ID: GLU-6336-2022

Дата поступления статьи: 2021.09.03. Принята к печати: 2022.03.25
DOI: 10.17976/jpps/2022.05.05

Правильная ссылка на статью:

Зуйкина К. Л. Telegram-каналы в борьбе за электорат: формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса – 2020. – Полис. Политические исследования. 2022. № 5. С. 56-74. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.05.05


Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования политической коммуникации в белорусских Telegram-каналах в период политического кризиса в Беларуси в 2020 г. Материалом для статьи послужили более 2 тыс. постов в восьми ключевых белорусских политических Telegram-каналах разной политической направленности, собранных за два периода: две недели до дня выборов (9 августа 2020 г.) и две недели после. Такие рамки позволили сделать ряд наблюдений относительно смены коммуникативных стратегий каналов и механизмов вовлечения граждан с учетом текущей повестки. Основной метод исследования – качественно-количественный контент-анализ с элементами ивент-анализа. Результаты показали, что провластные каналы придерживались ценностно-ориентированной стратегии (“режим близости”), пытаясь апеллировать к ключевым ценностям белорусского государства. При этом в поствыборный период провластным каналам пришлось перестраивать коммуникацию, “отзеркаливая” повестку каналов оппозиции. Последние использовали стратегию обличения, уничижительно описывая действия нынешней власти, апеллируя к общему благу, достижимому после смены власти (“режим критики и оправдания”). Оппозиционные каналы изначально делали акцент на мультимедийный “нишевой” контент, высокую степень его обновления, формирование механизмов мобилизации граждан и выпуск соответствующих инструкций. Четко выстроенная коммуникативная политика позволила оппозиционным каналам сохранить устойчивые показатели уровня вовлеченности пользователей в отличие от провластных каналов. 

Ключевые слова
политическая коммуникация, цифровое политическое участие, протестная коммуникация, Telegram-каналы, выборы в Беларуси, механизмы вовлечения, гражданский активизм.


Список литературы

Болтански Л., Тевено Л. 2000. Социология критической способности. Журнал социологии и социальной антропологии. T. 3. № 3. С. 66-83.

Бродовская Е.В., Никулин Е.Р., Давыдова М.А. 2021. Массовые политические протесты в Республике Беларусь летом-осенью 2020 года: причины возникновения, социальная база, цифровая инфраструктура. Журнал политических исследований. Т. 5. № 1. С. 23-35.

Ваньке А., Ксенофонтова И., Тартаковская И. 2014. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения “За честные выборы”). Интеракция. Интервью. Интерпретация. Т. 6. № 7. С. 44-73.

Гладарев Б. 2012. Градозащитные движения Петербурга накануне “зимней революции” 2011–2012 гг.: анализ из перспективы французской прагматической социологии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 29-43.

Ди Ч. 2013. Социальные сети и их влияние на события в арабских государствах (2010-2013 гг.). Вестник СПбГУ. Сер.9. Вып. 4. С. 189-194.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. 1999. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос.

Курбатов В. И. 2017. Net-мышление: новые реалии информационной эры. Гуманитарий Юга России. Т. 6. № 6. С. 173-181. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.6.14

Нагорняк К.И. 2021. Активность оппозиционных Telegram-каналов и поведенческий фактор пользователей Google как метод исследования протестов в Белоруссии 2020 года. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Т. 23. № 1. С. 60-77. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-60-77

Платонов Ю.П. 2008. Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы. Центр гуманитарных технологий. https://gtmarket.ru/library/articles/4934

Пономарева Е.Г. 2021. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы. Научно-аналитический журнал “Обозреватель”. № 2. С. 5-28.

Пронина Е.Е. 2002. Психология журналистского творчества. Москва: Изд-во МГУ.

 

Batsell, J. (2015). Engaged journalism: connecting with digitally empowered news audiences. New York, NY: Columbia University Press.

Bennett, W.L., Segerberg, A., & Walker, S. (2014). Organization in the crowd: peer production in largescale networked protests. Information, Communication & Society, 17(2), 232-260. https://doi.org/10.1080/1369118X.2013.870379

Boichak, O., & Jackson, S. (2019). From national identity to state legitimacy: mobilizing digitally networked publics in Eastern Ukraine. Media, War & Conflict, 13(3), 258-279. https://doi.org/10.1177/1750635219829161

Boulianne, S., Koc-Michalska, K., & Bimber, B. (2020). Mobilizing media: comparing TV and social media effects on protest mobilization. Information, Communication & Society, 23(5), 642-664. https://doi.org/10.1080/1369118X.2020.1713847

Castells, M. (2011). Democracy in the age of the Internet. Journal of Contemporary Culture, 6, 96-103.

Chu, D. (2018). Media use and protest mobilization: a case study of umbrella movement within Hong Kong Schools. Social Media + Society, 4(1). https://doi.org/10.1177%2F2056305118763350

Jost, J., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger, M., Nagler, J., Sterling, J., & Tucker, J.A. (2018). How social media facilitates political protest: information, motivation, and social networks. Political Psychology, 39(1), 85-118. https://doi.org/10.1111/pops.12478

Jenzen, O., Erhart, I., Eslen-Ziya, H., Korkut, U., & McGarry, A. (2021). The symbol of social media in contemporary protest: Twitter and the Gezi Park movement. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 27(2), 414-437. https://doi.org/10.1177%2F1354856520933747

Juris, J.S. (2005). The new digital media and activist networking within anti-corporate globalization movements. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 597, 189-208. https://doi.org/10.1177%2F0002716204270338

Kelly, K. (2016). The inevitable: understanding the 12 technological forces that will our future. New York, NY: Viking.

Kharroub, T., & Bas, O. 2016. Social media and protests: an examination of Twitter images of the 2011 Egyptian revolution. New Media & Society, 18(9), 1973-1992, https://doi.org/10.1177/1461444815571914

Langer, A.I., & Sagarzazu, I. (2018). Bring back the party: personalisation, the media and coalition politics. West European Politics, 41(3), 472-495. https://doi.org/10.1080/01402382.2017.1354528

Nikiporets-Takigawa, G. (2013). Tweeting the Russian protests. Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, 9, 1-25.

Pearce, K., & Guliyev, F. (2015). Digital knives are still knives. In The Routledge Companion to Social Media and Politics (pp. 235-247). New York, NY: Routledge. http://dx.doi.org/10.4324/9781315716299-17

Shkade, D., Sunstein, R.C., & Hastie, R. (2007). What really happened on Deliberation Day? California Law Review, 95(3), 915-940.

Shifman, L. (2013). Memes in digital culture. London: The MIT Press.

Theocharis, Y. (2015). The conceptualization of digitally networked participation. Social Media + Society, 1(2), 1-14. https://doi.org/10.1177/2056305115610140

Theocharis, Y., & Van Deth, J. (2018). The continuous expansion of citizen participation: a new taxonomy. European Political Science Review, 10(1), 139-163.

Van Deth, J.W. (2014). A conceptual map of political participation. Acta Politica, 49, 349-367. https://doi.org/10.1057/ap.2014.6

Trer´e, E. (2018). Hybrid media activism: ecologies, imaginaries, algorithms. London: Routledge. 

Содержание номера № 5, 2022

Возможно, Вас заинтересуют:


Шестопал Е. Б.,
Введение в рубрику. Человеческое измерение политики. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Быков И. А., Халл Т. Э.,
Цифровое неравенство и политические предпочтения Интернет-пользователей в России. – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Линецкий А. И.,
Разнообразие политических систем как следствие различий в поведении людей. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Радина Н. К.,
Цифровая политическая мобилизация онлайн-комментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

Шевченко А. В.,
Человек политический против человека информационного. – Полис. Политические исследования. 2009. №5

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
1 2003


Шанкина А. Ю.
Средний класс в России: охота на Несси

 Текст статьи (электронная версия)
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991