Политика памяти в интернет-мемах:
от визуализации истории к фейкам
Артамонов Д. С.,
Кандидат исторических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, artamonovds@mail.ru
elibrary_id: 262424 | ORCID: 0000-0001-8689-1948 | RESEARCHER_ID: AAL-9842-2020
Тихонова С. В.,
Доктор философских наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, segedasv@yandex.ru
elibrary_id: 451683 | ORCID: 0000-0003-2487-3925 | RESEARCHER_ID: S-2386-2016
Дата поступления статьи: 2020.03.15. Принята к печати: 2021.07.02
DOI: 10.17976/jpps/2022.05.06
Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Политика памяти в интернет-мемах: от визуализации истории к фейкам. – Полис. Политические исследования. 2022. № 5. С. 75-87. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.05.06
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-42063 “Петр I в исторической памяти современной России: репрезентация образа в медиасреде”.
В цифровом мире меняются способы конструирования исторической памяти, интернет-пользователи при помощи социальных сетей имеют возможность демонстрировать в медиасреде собственные представления о прошлом. “Умные толпы” создают свою версию истории, используя доступные им инструменты, один из которых – интернет-мем. Цель исследования заключается в рассмотрении процесса визуализации образов прошлого при помощи интернет-мемов, которые формируют исторические представления, сочетая их с массовыми культурными стереотипами. Исторический интернет-мем представляет собой вариацию политического мема, содержащего отсылку к прошлому либо репрезентацию исторического факта. Обращение к проблеме конструирования исторической памяти в интернет-мемах позволяет преодолеть методологический разрыв в исследованиях memory studies между изучением политики памяти, проводимой акторами (политиками, учеными, лидерами общественного мнения, крупными СМИ), и тем, как она отражается в массовом сегменте общественного сознания. Интернет-мемы на историческую тематику воспроизводят яркие идеи политик памяти, но могут влиять на отношение пользователей к символической политике власти путем конструирования фейковых представлений о прошлом, которые воспринимаются как достоверные. Формат интернет-мема позволяет давать произвольную интерпретацию прошлого, кардинально изменяя образ исторического события либо героя, а бесконечные его вариации и вирусное распространение способствуют восприятию фейка массовой аудиторией. Интернет-мемы представляют собой удобный и простой инструмент создания и внедрения политического мифа, так как в их смысловую структуру закладываются мифоэлементы, узнаваемые большинством интернет-пользователей. Историческая память формируется различными общественными и политическими силами, использующими широкий набор инструментов, и интернет-мемы играют в этом процессе не последнюю роль.
Список литературы
Аникин Д.А. 2018. Политика памяти в сетевом обществе: риски и перспективы. Наука и образование сегодня. № 12. С. 77-79.
Барт Р. 2003. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых.
Бурдье П. 2007. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя.
Ворошилова М.Б. 2013. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т.
Голованова Е.И., Часовский Н.В. 2015. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. № 5. Вып. 94. С. 135-141.
Ефремова В.Н. 2016. Государственная политика в области праздников в России: пересмотр оснований идентичности? Вестник Пермского научного центра УРО РАН. № 5. С. 93-98.
Кирчанов М.В. 2016. Приручение прошлого: историческая политика и политика памяти (европейский историографический опыт и латиноамериканские контексты). Политические изменения в Латинской Америке. № 3. С. 73-86.
Леонтьева О. Б. 2015. “Мемориальный поворот” в современной российской исторической науке. Диалог со временем. Вып. 50. С. 59-96.
Малинова О. Ю. 2015. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия.
Миллер А. И. 2013. Роль экспертных сообществ в политике памяти в России. Полития. № 4. С. 114-126. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2013-71-4-114-126
Морозов И. Л. 2020. Историческая память как политическая категория в современной России. Общество: политика, экономика, право. № 1(78). С. 12-18. https://doi.org/10.24158/pep.2020.1.1
Панченко Н.Н. 2013. Фейк-новость в аспекте достоверности. Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. Т. 8. № 1. С. 164-169.
Понамарева А.М. 2018. Историческая память и историческая политика: введение к тематическому разделу. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. № 3. С. 6-14.
Попп И. А., Шахнович И. С. 2018. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект. Педагогическое образование в России. № 12. С. 42-49.
Растимешина Т. В. 2012. Культурное наследие в российской политике государственной памяти. Власть. № 10. С. 60-64.
Саворская Е.В. 2018. Политические сети в процессах над государственного регулирования: европейский и мировой опыт. М.: ИМЭМО РАН.
Чугров С.В. 2019. Эпоха постправды как новая реальность. Стратегические коммуникации в цифровую эпоху. Новые технологии: учебное пособие. Под ред. Л.С. Сальниковой. М.: Издательский дом “Научная библиотека”. С. 45-59.
Шарков Ф. И. 2017. Медиаконвергенция пространства политической сферы общества. PolitBook. № 2. С. 47-57.
Шестов Н. И. 2020. Миф политической функциональности исторической памяти в современных условиях. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. Т. 20. Вып. 3. С. 324–332. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-324-332
Шомова С.А. 2021. Мем-летописец: репрезентация новостной повестки дня пандемии в меметическом контенте Рунета. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5. С. 399-424. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1977
Якимов А. Е. 2020. Постправда и повседневность. К проблеме определения понятия “постправда”. Философия и культура. № 9. С. 1-8. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2020.9.33801
Blackmore, S. (1999). The meme machine. Oxford: Oxford University Press.
Brodie, R. (1996). Virus of the mind: the new science of the meme. Seattle, WA: Integral Press.
Davison, P. (2009). The language of internet memes. In M. Mandiberg (Ed.), The Social Media Reader (pp. 120-134). New York, London: New York University Press.
Hobsbawm, E., & Ranger, T. (Ed.). (1983). The invention of tradition. Cambridge: Cambridge University Press.
Hofstadter, D.R. (1986). Metamagical themas. questing for the essence of mind and pattern. New York, NY: Basic Books.
Johann, M., & Bulov, L. (2019). One does not simply create a meme: conditions for the diffusion of internet memes. International Journal of Communication, 13, 1720-1742.
Nijakowski, L.M. (2008). Polska polityka pamięci. Esej socjologiczny. Warszawa: Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne.
Piata, A. (2016. When metaphor becomes a joke: metaphor journeys from political ads to internet memes. Journal of Pragmatics, 106, 39-56. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.10.003
Shifman, L. (2014). Memes in digital culture. Massachusetts: MIT Press. 200 р.
Возможно, Вас заинтересуют:
Латов Ю. В.,
Парадоксы восприятия современными россиянами России времен Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. – Полис. Политические исследования. 2018. №5
Быков И. А., Халл Т. Э.,
Цифровое неравенство и политические предпочтения Интернет-пользователей в России. – Полис. Политические исследования. 2011. №5
Малахов В. С., Летняков Д. Э.,
Крушение гегемониальной нормальности: миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции. – Полис. Политические исследования. 2023. №1
Зарубина Н. Н., Носкова А. В.,
Образы России: размышляя об эпохах перемен. – Полис. Политические исследования. 2019. №2
Попков Ю. В.,
Об архаизации в социальных трансформациях. – Полис. Политические исследования. 2015. №1