Федеральная административная элита России:
особенности карьеры после ухода с должности
Тев Д. Б.,
Кандидат социологических наук, Социологический институт – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия, denis_tev@mail.ru
elibrary_id: 180843 | ORCID: 0000-0001-5442-7585 | RESEARCHER_ID: N-5461-2017
Дата поступления статьи: 2021.11.08. Принята к печати: 2022.04.04
DOI: 10.17976/jpps/2023.01.10
EDN: BBGNON
Тев Д. Б. Федеральная административная элита России: особенности карьеры после ухода с должности. – Полис. Политические исследования. 2023. № 1. С. 130-146. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.01.10. EDN: BBGNON
В статье анализируется карьера после ухода с должности членов федеральной административной элиты России 2013 г. Эмпирической основой служит биографическая база данных, включающая 575 анкет, обновленных в 2020 г. Теоретической рамкой работы выступает модель элитного рекрутирования Б. Харасимива. Исследование помогло определить роль в карьере высокопоставленных федеральных чиновников, покинувших должность, трех сфер занятости, соответствующих основным фракциям властной элиты. Если административные органы (прежде всего федерального уровня) и, в меньшей степени, бизнес имеют решающее значение в качестве места работы покинувших пост чиновников, то роль представительных органов незначительна. Были проанализированы “вытягивающие” (связи, структура возможностей) и “толкающие” (мотивация и пр.) факторы посткарьеры высокопоставленных чиновников. По мнению автора, паттерны карьеры федеральных чиновников после ухода с должности позволяют лучше понять особенности политико-экономической системы России. В частности, их востребованность в бизнесе подчеркивает “кумовской” характер российского капитализма, а переходы на высшие посты в парламенте и должности губернаторов могут свидетельствовать о подконтрольности легислатуры и региональной власти федеральной администрации. Представляется также, что миграция ключевых деятелей федеральной администрации на элитные позиции в иных властных институтах (парламенте, бизнесе и пр.) способствует межфракционной интеграции властной элиты. Кроме того, посткарьера федеральных чиновников может быть связана с их поведением во время пребывания в должности. Например, перспектива перехода в бизнес после отставки может мотивировать их приспосабливать свою политику к интересам потенциальных работодателей, приводя к “конфликту интересов”. Наконец, исследование позволило оценить устойчивость элитного членства: хотя в целом преобладает тенденция обновления (циркуляции) элиты, довольно выражена тенденция ее персонального воспроизводства.
Список литературы
Воронкова О.А., Сидорова А.А., Крыштановская О.В. 2011. Российский истеблишмент: пути и методы обновления. Полис. Политические исследования. № 1. С. 66-79. https://www.politstudies.ru/article/4375. EDN: NCPECN.
Гимпельсон В.Е., Магун В.С. 2004. На службе Государства Российского: перспективы и ограничения карьеры молодых чиновников. Препринт WP3/2004/07. М.: ГУ ВШЭ. EDN: QWAEYN.
Гладышева А.А., Кишилова Ю.О. 2018. Влияние политических связей и государственной собственности на деятельность фирм в России. Корпоративные финансы. Т. 12. № 1. С. 20-43. https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.12.1.2018.20-43. EDN: CQPQKE.
Тев Д.Б. 2016. Федеральная административная элита России: карьерные пути и каналы рекрутирования. Полис. Политические исследования. № 4. C. 115-130 https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.10. EDN: WEBMZF.
Тев Д.Б. 2019. Члены правительства РФ: особенности постправительственной карьеры. Мир России. Т. 28. № 4. С. 6-29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-6-29. EDN: CLNQWE.
Тев Д.Б. 2020. Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: каналы рекрутирования и карьера. Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 23. № 3. С. 153–187. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.7. EDN: LOLGQW.
Флягин А.М. 2020. Как изменился портрет российского губернатора: анализ биографий глав регионов. 1991-2019 гг. Вестник Пермского университета. Политология. Т. 14. № 1. С. 29-39. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2020-1-29-39. EDN: XSHLGY.
Bennett, A.J. (1996). The American president’s cabinet: from Kennedy to Bush. London: Palgrave Macmillan.
Blondel, J. (1991). The Post-ministerial careers. In J. Blondel, & J.-L.Thiebault (Ed.), The Profession of Government Minister in Western Europe (pp. 153-173). Palgrave Macmillan.
Borchert, J. (2011). Individual ambition and institutional opportunity: a conceptual approach to political careers in multi-level systems. Regional & Federal Studies, 21(2), 117-140. https://doi.org/10.1080/13597566.2011.529757
Calder, K. (1989). Elites in an equalizing role: ex-bureaucrats as coordinators and intermediaries in the Japanese government-business relationship. Comparative Politics, 21(4), 379-403. https://doi.org/10.2307/422004
Claveria, S., & Verge, T. (2015). Post-ministerial occupation in advanced industrial democracies: ambition, individual resources and institutional opportunity structures. European Journal of Political Research, 54(4), 819-835. https://doi.org/10.1111/1475-6765.12107
Costa Pinto, A., & Tavares de Almeida, P. (2017). The primacy of experts? Non-partisan ministers in Portuguese democracy. In A. Costa Pinto, M. Cotta, & P. Tavares de Almeida (Ed.), Technocratic Ministers andPolitical Leadership in European Democracies (pp. 111-137). London: Palgrave. https://doi.org/10.1007/978-3-319-62313-9_5
Dorrenbacher, N. (2016). Patterns of post-cabinet careers: when one door closes another door opens? Acta Politica, 51(4), 472-491. https://doi.org/10.1057/ap.2016.10
Eckert, R.D. (1981). The life cycle of regulatory commissioners. The Journal of Law & Economics, 24(1), 113-120. http://dx.doi.org/10.1086/466976
Etzion, D., & Davis, G.F. (2008). Revolving doors? A network analysis of corporate officers and U.S. government officials. Journal of Management Inquiry, 17(3), 157-161. https://doi.org/10.1177/1056492608316918
Faccio, M. (2010). Differences between politically connected and nonconnected firms: a cross-country analysis. Financial Management, 39(3), 905-928. https://doi.org/10.1111/j.1755-053X.2010.01099.x
Fish, M.S., & Kroenig, M. (2009). The handbook of national legislatures: a global survey. Cambridge: Cambridge University Press.
Freitag, P.J. (1975). The cabinet and big business: a study of interlocks. Social Problems, 23(2), 137-152. https://doi.org/10.2307/799652
Gill, T.M. (2018). The persistence of the power elite: presidential cabinets and corporate interlocks, 1968-2018. Social Currents, 5(6), 501-511. https://doi.org/10.1177/2329496518797857.
Grigoriev, I., & Zhirkov, K. (2020). Do political connections make businesspeople richer? Evidence from Russia, 2003-2010. Research and Politics, 7(4), 1-6. https://doi.org/10.1177/2053168020979434
Harasymiw, B. (1981). Mosca and Moscow: elite recruitment in the Soviet Union. In M.M. Czudnowski (Ed.), Does Who Governs Matter? Elite Circulation in Contemporary Societies (pp. 265-292). Chicago: North Illinois University Press.
Harris, J.S., & Garcia, T.V. (1966). The Permanent Secretaries: Britain’s Top Administrators. Public Administration Review, 26(1), 31-44. https://doi.org/10.2307/973928
Huskey, E. (2010). Pantouflage a la Russe: the recruitment of Russian political and business elites. In S. Fortescue (Ed.), Russian Politics from Lenin to Putin (pp. 185-204). Basingstoke: Palgrave Macmillan.
Kerbo, H.R., & McKinstry, J.A. (1995). Who rules Japan? The inner circles of economic and political power. Westport, CT: Praeger.
Kryshtanovskaya, O., & White, S. (2005). Losing power in Russia. Journal of Communist Studies and Transition Politics, 21(2), 200-222. https://doi.org/10.1080/13523270500108725
Nicholls, K. (1991). The dynamics of national executive service: ambition theory and the careers of presidential cabinet members. The Western Political Quarterly, 44(1), 149-172. https://doi.org/10.1177/106591299104400109
Rasmussen, A., Buhmann-Holmes, N., & Egerod, B. (2021). The executive revolving door: new dataset on the career moves of former Danish ministers and permanent secretaries. Scandinavian Political Studies, 44(4), 487-502. https://doi.org/10.1111/1467-9477.12214
Rouban, L. (1999). The senior civil service in France. In E.C. Page, & V. Wright (Ed.), Bureaucratic Elites in Western European States. A Comparative Analysis of Top Officials. Oxford: Oxford University Press.
Semenova, E. (2011). Ministerial and parliamentary elites in an executive-dominated system: post-Soviet Russia 1991-2009. Comparative Sociology, 10(6), 908-927. https://doi.org/10.1163/156913311X607629
Stolz, K., & Kintz, M. (2014). Post-cabinet careers in Britain and the US: theory, concepts and empirical illustrations. Paper prepared for the ECPR General Conference 2014, Glasgow, September 3-6, 2014.
Возможно, Вас заинтересуют:
Тев Д. Б.,
Федеральная административная элита России: карьерные пути и каналы рекрутирования. – Полис. Политические исследования. 2016. №4
Эцродт К. ,
Managing liberal democracy – influence of secret elite networks in U.S. governments 1901-2021. – Полис. Политические исследования. 2022. №6
Поляков Л. В.,
Теория nation-building Святослава Каспэ. – Полис. Политические исследования. 2012. №2
Павличук Е. И.,
Федеральная реформа Бельгии . – Полис. Политические исследования. 1995. №5
Чирикова А. Е., Ледяев В. Г., Сельцер Д. Г.,
Власть в малом российском городе: конфигурация и взаимодействие основных акторов . – Полис. Политические исследования. 2014. №2