Колониальная аналогия:
о пользе и вреде языка постколониальных исследований в постсоветском контексте
Малахов В. С.,
Доктор политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, vmalachov@yandex.ru
elibrary_id: 223604 |
Летняков Д. Э.,
Кандидат политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, letnyakov@mail.ru
elibrary_id: 588916 |
Дата поступления статьи: 2023.05.12. Принята к печати: 2023.06.30
DOI: 10.17976/jpps/2023.06.09
EDN: TXNCBZ
Малахов В. С., Летняков Д. Э. Колониальная аналогия: о пользе и вреде языка постколониальных исследований в постсоветском контексте. – Полис. Политические исследования. 2023. № 6. С. 113-127. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.06.09. EDN: TXNCBZ
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-326).
В статье утверждается, что характеристика советского периода предыстории постсоветских национальных государств в качестве колониального теоретически некорректна. В ее основе – стремление проигнорировать специфику социалистического проекта, произвести его этническую редукцию. Кроме того, в той мере, в какой такая характеристика имеет нормативные коннотации, она ведет к взаимному отчуждению исследователей по географическому признаку, приглашая к (а) стигматизации представителей бывшего центра союзного государства как адептов неоимпериализма и (б) самовиктимизации представителей бывшей периферии как пассивных объектов внешних манипуляций. Авторы выдвигают гипотезу, согласно которой перефокусировка исследовательского внимания с “постсоциализма” на “постколониализм” была эпистемологическим закреплением политико-идеологических трансформаций – своеобразным отражением в поле науки сдвигов в поле политики, которые произошли на рубеже 1980-1990-х годов. Отказ обсуждать принципиальные особенности советского проекта имплицитно предполагает безальтернативность капитализма. Рассматривая советский проект в колониальных категориях, носители знания присоединяются к носителям власти, вышедшим из холодной войны победителями, и задают такую оптику рассмотрения данного проекта, которая полностью исключает его революционно-утопическое, мобилизационное и эмансипаторное измерение. Авторы призывают к осторожности в применении “постколониального” словаря в анализе постсоветских обществ. Не отрицая продуктивности использования концептуальной рамки постколониальных исследований с целью выявления скрытых властных иерархий и элементов дискурсивного насилия, они, тем не менее, полагают, что прямой перенос данной рамки в постсоветский контекст таит в себе серьезные эпистемологические издержки.
Список литературы
Абашин С. 2016. Советское = колониальное? (За и против). Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Под ред. Г. Мамедова, О. Шаталовой. Бишкек: Штаб-Press. С. 28-48.
Бенхабиб С. 2003. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос.
Бобровников В.О. 2006. Кембриджская история России и борьба историографии империи. Вестник Евразии. № 4. С. 190-197. EDN: HVPYIT.
Бранденбергер Д. 2009. Национал-большевизм. Советская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931-1956). СПб.: Академический проект; Издательство ДНК.
Бранденбергер Д.Л. 2011. «Выдвинуть на первый план мотив русского национализма». Споры в сталинских идеологических кругах, 1941-1945. Государство наций: империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. Под ред. Р.Г. Суни, Т. Мартина. М.: РОССПЭН. С. 336-365.
Гапова Е. 2020. Пограничное состояние: беларуские постколониальные дискуссии после пакта Молотова-Риббентропа. НЛО. № 6. С. 314-329. EDN: UTDDNS.
Дерлугьян Г. 2010. Агент Бурдье на Кавказе: эскизы к биографии в миросистемной перспективе. М.: Территория будущего.
Калиновский А. 2020. Призывники социализма: таджикская интеллигенция и деколонизация по-советски. НЛО. № 1. C. 140-156. EDN: WFFONZ.
Касьянов Г.В. 2019. Украина и соседи. Историческая политика 1987-2018. НЛО.
Кукулин И. 2020. Русская литература во главе «младших братьев» (эпизод из новейшей истории школьного образования). НЛО. № 166. C. 414-429. EDN: OHGGYM.
Мамедов Г., Шаталова О. 2016. Как мы понимаем советское. Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Под ред. Г. Мамедова, О. Шаталовой. Бишкек: Штаб-Press. С. 8-27.
Мухаметдинов Р.Ф. 2000. Нация и революция (трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети XX века). Казань: Иман.
Пантин В.И., Лапкин В.В. 1998. Волны политической модернизации в истории России: к обсуждению гипотезы. Полис. Политические исследования. № 2. С. 39-51. EDN: ESCPEJ.
Пантин В.И., Лапкин В.В. 2006. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI в. Дубна: Феникс+.
Румянцев С. 2011. Советская национальная политика в Закавказье: конструирование национальных границ, историй и культур. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. № 4. С. 47-65. https://magazines.gorky.media/nz/2011/4/sovetskaya-naczionalnaya-politika-v-zakavkaze-konstruirovanie-naczionalnyh-granicz-istorij-i-kultur.html
Рябчук М. 2012. Русский Робинзон и украинский Пятница: особенности «асимметричных» отношений. Там, внутри. Практики внутренней колонизации и культурной истории России. Под ред. А. Эткинда, Д. Уффельманна, И. Кукулина. М.: НЛО. С. 447-477.
Суни Р. 2007. Империя как она есть: Имперский период в истории России, «национальная» идентичность и теории империи. Национализм в мировой истории. Под ред. В.А. Тишкова, В.А. Шнирельмана. М.: Наука. С. 36-81.
Храмов А. 2012. Колониальная изнанка европейского костюма. Заметки о внутреннем колониализме в Российской империи (XVIII – начало XX в.). Вопросы национализма. № 2. С. 71-105. EDN: RVKHNL.
Чокобаева А. 2016. Красные кыргызы: советская историография восстания 1916 года. Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах Штаба № 2. Под ред. Г. Мамедова, О. Шаталовой. Бишкек: Штаб-Press. С. 50-75.
Шафранская Э.Ф. 2019. Колониальная и постколониальная литература: терминология и содержание. Филология и культура. № 1. С. 203-211. EDN: CHZWAP.
Щербак А.Н., Болячевец Л.С., Платонова Е.С. 2016. История советской национальной политики: колебания маятника? Политическая наука. № 1. С. 100-123. EDN: VUCMAT.
Умов В.И., Лапкин В.В. 1992. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. Полис. Политические исследования. № 4. С. 51-63. EDN: EQVPMJ.
Abashin, S. (2014). Nations and post-colonialism in Central Asia. Twenty years later. In S. Hohmann, C. Mouradian, S. Serrano, & J. Torez (Ed.), Development in Central Asia and the Caucasus: Migration, Democratization and Inequality in the Post-Soviet Era (pp. 80-97). London, New York: I.B. Tauris.
Ansari, H. (1990). The emergence of socialist thought among north Indian Muslims, 1917-1947. Lahore: Book Traders.
Brubaker, R. (1996). Nationalism reframed: nationhood and the national question in the New Europe. Cambridge: Cambridge University Press.
Caşu, I. (2015). Moldova under the Soviet communist regime: history and memory. In V. Tismaneanu, & B.C. Iacob (Ed.). Remembrance, History, and Justice: Coming to Terms with Traumatic Pasts in Democratic Societies (pp. 347-372). Budapest, New York: CEU Press. https://doi.org/10.1515/9789633860939-015
Chari, S., & Verdery, K. (2009). Thinking between the ‘posts’: postcolonialism, postsocialism and ethnography after the Cold war. Comparative Studies in Society and History, 51(1), 6-34. https://doi.org/10.1017/S0010417509000024
Edgar, A. (2006). Bolshevism, patriarchy, and the nation: the Soviet ‘emancipation’ of Muslim women in pan-Islamic perspective. Slavic Review, 65(2), 252-272. https://doi.org/10.2307/4148592
Edgar, A. (2007). Marriage, modernity and the ‘friendship of nations’: interethnic intimacy in postwar Soviet Central Asia in comparative perspective. Central Asian Survey, 26(4), 581-600.
Fanon, F. (1963). The wretched of the Earth. New York: Grove Press.
Gilroy, P. (2005). Postcolonial melancholia. New York: Columbia University Press.
Gorshenina, S. (2021). Orientalism, postcolonial and decolonial frames on Central Asia: theoretical relevance and applicability. In J. Van Den Bosch, A. Fauve, & B. De Cordier (Ed.), The European Handbook of Central Asian Studies: History, Politics, and Societies (pp. 177-243). Stuttgart: Ibidem-Verlag.
Hansen, R. (2000). Citizenship and immigration in post-war Britain. New York: Oxford University Press.
Kalinovsky, A.M. (2013). Not some British colony in Africa: the politics of decolonization and modernization in Soviet Central Asia, 1955-1964. Ab Imperio, 2, 191-222. https://doi.org/10.1353/imp.2013.0044
Kalinovsky, A.M. (2018). Laboratory of Socialist development: Cold war politics and decolonization in Soviet Tajikistan. Ithaca, NY: Cornell University Press.
Kamp, M. (2006). The new Woman in Uzbekistan. Islam, modernity and unveiling under Communism. Seattle, WA; London: University of Washington Press.
Kandiyoti, D. (2007) The politics of gender and the Soviet paradox: neither colonized, nor modern? Central Asian Survey, 26(4), 601-623. https://doi.org/10.1080/02634930802018521
Khalid, A. (1999). The politics of Muslim cultural reform. Jadidism in Central Asia. Berkeley, LA; London: University of California Press.
Khalid, A. (2006). Backwardness and the quest for civilization: early Soviet Central Asia in comparative perspective. Slavic Review, 65(2), 231-251. https://doi.org/10.2307/4148591
Khalid, A. (2007). Islam after Communism: religion and politics in Central Asia. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.
Komatsu, H. (1989). The evolution of group identity among Bakharan intellectuals in 1911-1928: an overview. Memoires of the Research Department of the Toyo Bunko, 47, 115-144.
Kudaibergenova, D.T. (2016). The use and abuse of postcolonial discourses in post-independent Kazakhstan. Europe-Asia Studies, 68(5), 917-935. https://doi.org/10.1080/09668136.2016.1194967
Martin, T. (2001). The affirmative action empire: nations and nationalism in the Soviet Union, 1923-1939. Ithaca: Cornell University Press.
Mouradian, C. (2014). The origins of a colonial vision of Southern Russia from the tsars to the Soviets: about some imperial practices in the Cuacusus. In S. Hohman, C. Mouradian, S. Serano, & J. Torez. Development in Central Asia and the Caucasus: Migration, Democratization and Inequality in the Post-Soviet Era (pp. 17-46). London; New York: I.B. Tauris.
Noiriel, G. (1996). The French melting pot: immigration, citizenship, and national identity. Minneapolis: University of Minnesota Press.
Silverstein, P.A. (2004). Algeria in France: transpolitics, race and nation? Bloomington: Indiana University Press.
Slezkine, Y. (1994). The USSR as a communal apartment, or how a Socialist state promoted ethnic particularism. Slavic Review, 53(2), 414-452. https://doi.org/10.2307/2501300
Smith, G., Law, V., Wilson, A., Bohr, A., & Allworth E. (Ed.). (1998). Nation-building in the post-Soviet borderlands. The politics of national identities. Cambridge: Cambridge University Press.
Stoler, A.L. (2002). Carnal knowledge and imperial power: race and the intimate in colonial rule. Berkley: University of California Press.
Suleymanov, M. (2016). Baku Russian: colonial heritage in a post-colonial era. In D. Schmidt-Brücken, S. Schuster, & M. Wienberg (Ed.), Aspects of (Post)Colonial Linguistic. Current Perspectives and New Approaches (pp. 27-52). Berlin, Boston: De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110436907-003
Suny, R.G. (1972). The Baku commune, 1917-1918: class and nationality in the Russian Revolution. Princeton: Princeton University Press.
Suny, R.G. (1993). The revenge of the past. Nationalism, revolution, and the collapse of the Soviet Union. Stanford: Stanford University Press.
Suny, R.G. (1995). Ambiguous categories: states, empires and nations. Post-Soviet Affairs, 11(2), 185-196.
Verdery, K. (1996). What was socialism, and what comes next? Princeton: Princeton University Press.
Weil, P. (2008). How to be French. Nationality in the making since 1789. Durham: Duke University Press.
Zaslavsky, V. (1982). The neo-stalinist state: class, ethnicity, and consensus in Soviet society. London: Routledge.
Возможно, Вас заинтересуют:
Ратленд П. ,
Постсоветские элиты России. – Полис. Политические исследования. 2016. №3
Бек У. ,
Живя в мировом обществе риска и считаясь с ним. Космополитический поворот. – Полис. Политические исследования. 2012. №5
Виноградов А. В., Рябов А. В.,
Политические системы постсоветских стран и Китая в процессе межсистемной трансформации. – Полис. Политические исследования. 2019. №3
Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Шестопал Е. Б., Неклесса А. И., Нисневич Ю. А., Зубов А. Б., Соловей В. Д., Козлова Г. А., Халий И. А., Никовская Л. И., Подъячев К. В., Бардин А. Л., Чугров С. В., Кокарева А. Н., Красин Ю. А., Галкин А. А., Соловьев А. И., Петухов В. В., Федотова В. Г., Перегудов С. П., Рац М. В., Кочетков А. П.,
Quo vadis? Перспективы становления гражданского общества в России (Часть II). – Полис. Политические исследования. 2012. №3
Паин Э. А., Простаков С. А.,
Многоликий русский национализм. Идейно-политические разновидности (2010-2014 гг.) . – Полис. Политические исследования. 2014. №4