Концепция гуманитарной интервенции в древнекитайской философии и в современном дискурсе КНР

Концепция гуманитарной интервенции в древнекитайской философии и в современном дискурсе КНР


Рыков С. Ю.,

Кандидат философских наук, Институт философии РАН, Москва, Россия, stasrykov@mail.ru


elibrary_id: 617569 | ORCID: 0000-0001-7068-942X | RESEARCHER_ID: V-7984-2018

Кочеров О. С.,

Кандидат политических наук, Институт философии РАН, Москва, Россия, kocheroviphras@gmail.com


elibrary_id: 994679 | ORCID: 0000-0002-2745-5991 | RESEARCHER_ID: V-8082-2018

Дата поступления статьи: 2024.06.17. Принята к печати: 2024.07.15


DOI: 10.17976/jpps/2024.06.09
EDN: HNVRLE

Рубрика: Orbis terrarum

Правильная ссылка на статью:

Рыков С. Ю., Кочеров О. С. Концепция гуманитарной интервенции в древнекитайской философии и в современном дискурсе КНР. – Полис. Политические исследования. 2024. № 6. С. 122-139. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.06.09. EDN: HNVRLE


Аннотация

В статье впервые в отечественной науке дается очерк эволюции древнекитайских воззрений на гуманитарную интервенцию, а также анализируется их потенциал для возможной модификации Пекином современной концепции гуманитарной интервенции и инициативы “обязанность защищать” (R2P). Есть веские основания считать, что первыми в мировой истории мысли идею гуманитарной интервенции сформулировали философы Китая в период Воюющих государств (нач. V – кон. III в. до н.э.). Ее обслуживали термины чжу 誅 “осуждение/кара” и чжэн 征 “экспедиция/поход”, использовавшиеся в контексте осмысления “совершенномудрых царей древности” (гу-чжи шэн ван 古之聖王, полулегендарных образцовых культурных героев и основателей династий) и контексте древнекитайского эквивалента дискурса о “справедливой войне” – учении о “должном [применении] военных сил” (и-бин 義兵). Представления о гуманитарной интервенции эволюционировали от “божественной интервенции” (военные действия как исполнение небесного суда, примерно до начала III в. до н.э.) к собственно “гуманитарной интервенции” (военные действия как средство спасения народа от злодейского правительства, до конца III в. до н.э.). Обращение Пекина к этой традиции может создать более широкий простор как для легитимации политических шагов, отвечающих интересам и ценностям КНР, так и для повышения планки легитимности гуманитарной интервенции и детализации методов и механизмов несилового урегулирования конфликтов в рамках R2P. Ключевыми аспектами “китаизации” современной гуманитарной интервенции с учетом древнекитайской этико-военной мысли могут стать альтернативная концептуализация политического пространства, акцент на нравственности легитимного актора, критерий народного одобрения, переосмысление jus in bello и jus post bellum как верификаторов jus ad bellum, разграничение между сменой режима и сменой правителя и акцент на интервенции как крайнем средстве.

Ключевые слова
гуманитарная интервенция, обязанность защищать, R2P, этика войны, древнекитайская философия, идентичность КНР, национальный суверенитет, теория справедливой войны.


Список литературы

Рубин В.А. 1999. Личность и власть в древнем Китае: Собрание трудов. М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН.

Рыков С.Ю. 2023. Моистское отношение к войне: предисловие к переводу (Приложение: Рыков С.Ю., пер. с вэньяня: “Мо-цзы”. Отвержение нападений, верхняя часть (17). Отвержение нападений, средняя часть (18). Отвержение нападений, нижняя часть (19)). Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 4. С. 63-125. https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-4/63-74

王逸舟. 创造性介入:中国外交的转型. 北京: 北京大学出版社, 2015年. 231 页. [Ван Ичжоу. 2015. Творческое вмешательство: трансформация китайской дипломатии. Пекин: Издательство Пекинского университета.]

李廷康. 安理会授权使用武力: 中国的政策和策略研究. 国际政治研究, 2019 年第2期, 第115-142页. [Ли Тинкан. 2019. Авторизация применения силы Советом Безопасности: исследование китайских политических мер и тактик. Гоцзи чжэнчжи яньцзю (Исследования международной политики), 2, 115-142] 呂氏春秋. 四部叢刊. [“Вёсны и осени” господина Люй [Бувэя]. Собрание литературных произведений по четырем разделам]. https://ctext.org/lv-shi-chun-qiu

孟子注疏. 武英殿十三經注疏. [“[Писания] Учителя Мэна” с комментариями и пояснениями. – Тринадцатиканоние с комментариями и пояснениями из Зала боевой славы]. https://ctext.org/mengzi 墨子. 正統道藏. [[Трактаты] Учителя Мо. Сокровищница Дао годов правления Чжэн-тун]. https://ctext.org/mozi

习近平. 弘扬和平共处五项原则 建设合作共赢美好世界——在和平共处五项原则发表60周年纪念 大会上的讲话, 2014年. [Си Цзиньпин. 2014. Продвигать “Пять принципов мирного сосуществования, строить прекрасный мир взаимовыгодного сотрудничества: речь на собрании в память 60-й годовщины публикации “Пяти принципов мирного сосуществования”]. http://jhsjk.people.cn/article/25214109先秦諸子與戰爭倫理. 編著: 羅秉祥. 香港: 中華書局,2016年. 399頁. [Доциньские философы и этика войны. Под ред. Ло Пхинчхёна. 2016. Гонконг: Китайское книжное издательство].

肖玉华, 杨广生. 不干涉内政与新干预主义的法理依据和民意反馈: 非洲的案例. 非洲研究, 2016 年第2期, 第3-17页. [Сяо Юйхуа, Ян Гуаншэн. 2016. Юридические основания и народная поддержка невмешательства во внутренние дела и неоинтервенционизма: кейс Африки. Фэйчжоу яньцзю (Африканские исследования), 2, 3-17].

荀況. 荀子. 四部叢刊. [Сюнь-цзы. ([Трактаты] Учителя Сюня). Собрание литературных произведений по четырем разделам]. https://ctext.org/xunzi

邱昌情, 向恬君仪. 联合国框架下“保护的责任” 新发展及实践困境. 国际法研究, 2018年第3期,

第71–84页. [Цюй Чанцин, Сян Тяньцзюньи. 2018. Новый этап развития и практические проблемы рамочной концепции ООН “Обязанность защищать”. Гоцзифа яньцзю (Исследования международного права), 3, 71-84]. 张旗. 道德的迷思与人道主义干预的异化. 国际政治研究, 2014年第3期, 第61–73页. [Чжан Ци. 2014. Миф о нравственности и отчуждение при гуманитарной интервенции. Гоцзи чжэнчжи яньцзю (Исследования международной политики), 3, 61-73].

周士新. 中国对中东变局的建设性介入. 阿拉伯世界研究, 2013年第2期, 第40–52页. [Чжоу Шисинь. 2013. Конструктивное вмешательство Китая в чрезвычайную ситуацию на Ближнем Востоке. Алабо шицзе яньцзю (Исследования арабского мира), 2, 40-52].

 

Brekke, T. (2006). Between prudence and heroism: ethics of war in the Hindu tradition. In T. Brekke (Ed.), The Ethics of War in Asian Civilizations (pp. 131-162). New York: Routledge.

Chen, J. (2024). Factors influencing China’s participation in UN peacekeeping operations. Journal of Chinese Political Science. https://doi.org/10.1007/s11366-024-09891-5

Chen, Z. (2016). China and the responsibility to protect. Journal of Contemporary China, 25(101), 686-700. https://doi.org/10.1080/10670564.2016.1160500

Fraser, Ch. (2016). The mozi and just war theory in Pre-Han thought. Journal of Chinese Military History, 5, 135-175. https://doi.org/10.1163/22127453-12341300

Hehir, A. (2010). Humanitarian intervention: an introduction. Basingstoke: Palgrave Macmillan.

Lee, P.K., & Chan, L.H. (2016). China’s and India’s perspectives on military intervention: why Africa but not Syria? Australian Journal of International Affairs, 70(2), 179-214. https://doi.org/10.1080/10357718.2015.1121968

Lo, P.-ch., & Twiss, S.B. (Ed.). (2015). Chinese just war ethics: origin, development and dissent. New York: Routledge.

Liu, T. (2014). Chinese strategic culture and the use of force: moral and political perspectives. Journal of Contemporary China, 23(87), 556-574. https://doi.org/10.1080/10670564.2013.843944

Raymond, G.A. (2010). The Greco-Roman roots of the Western just war tradition. In H.M. Hensel (Ed.), The Prism of Just War (pp. 7-27). Farnham: Ashgate.

Sørensen, C.T. (2019). That is not intervention; that is interference with Chinese characteristics: new concepts, distinctions and approaches developing in the Chinese debate and foreign and security policy practice. The China Quarterly, 239, 594-613. https://doi.org/10.1017/S0305741018001728

Wong, K.C. (2021). The rise of China’s developmental peace: Can an economic approach to peacebuilding create sustainable peace? Global Society, 35(4), 522-540. https://doi.org/10.1080/13600826.2021.1942802

Yan, X., & Fang, Y. (Ed.). (2024). The essence of interstate leadership: debating moral realism. Bristol: Policy Press.

Yuan, X. (2022). The Chinese approach to peacebuilding: contesting liberal peace? Third World Quarterly, 43(7), 1798-1816. https://doi.org/10.1080/01436597.2022.2074389

Zhang, C. (2023). Fixing China’s humanitarian aid architecture: what are the lessons from the European Union and the United States? Third World Quarterly, 44(6), 1345-1362. http://doi.org/10.1080/01436597.2023.2181155

Zhang, Q. (2024). Prevention as a norm cluster? Mapping China’s contestation on atrocity prevention. International Affairs, 100(1), 241-260. https://doi.org/10.1093/ia/iiad224

Zhao, T. (2021). All under heaven: the Tianxia system for a possible world order. Berkeley: University of California Press.

Zheng, C. (2016). China debates the non-interference principle. The Chinese Journal of International Politics, 9(3), 349-374. https://doi.org/10.1093/cjip/pow010

 

Содержание номера № 6, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Апресян Р. Г.,
Метанормативное содержание принципов справедливой войны. – Полис. Политические исследования. 2002. №3

Бугров К. Д., Логинов А. В.,
Назад к субъекту: теории справедливой войны в современной политической мысли. – Полис. Политические исследования. 2020. №5

Оганисьян Ю. С.,
Великая Отечественная - неоконченная война?. – Полис. Политические исследования. 2015. №3

Яницкий О. Н.,
Гуманитарная катастрофа. – Полис. Политические исследования. 2015. №1

Иногути Т. ,
Политическая теория. – Полис. Политические исследования. 2012. №3

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991