Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС

Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики:
опыт стран ЕС


Садовая Е. С.,

кандидат экономических наук, доцент, зав. отделом комплексных социально-экономических исследований ИМЭМО РАН, sadovaja.elena@yandex.ru


elibrary_id: 565189 |

Кутергин В. А.,

младший научный сотрудник сектора социальной политики и рынка труда ИМЭМО РАН, аспирант исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, killswitch07@mail.ru



DOI: 10.17976/jpps/2017.05.07
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Садовая Е. С., Кутергин В. А. Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС. – Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 91-105. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.07


Аннотация

Статья посвящена изучению опыта регулирования межэтнических отношений через образовательную политику. В качестве объекта исследования выбрана политика в сфере образования в Европейском союзе, внимание авторов сосредоточено на одном из аспектов этой политики – преподавании языка. Они рассматривают нормативно-правовое регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики, отмечая, что законодательство это формировалось под влиянием существующей правовой коллизии между признанием права наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств. В ходе исследования были проанализированы особенности законодательства, регулирующего этнополитические отношения в сфере языкового образования, рассмотрены некоторые интересные примеры правоприменительной практики в таких странах, как Франция, Италия, Болгария, Венгрия, Румыния и Испания, в которых, по мнению авторов, эти особенности проявляются наиболее наглядно. В статье делается вывод, что в рамках наднациональных структур ЕС слабо развиты механизмы регулирования межэтнических отношений через инструменты политики в сфере образования. Основным уровнем регулирования остается уровень отдельных государств. Анализ образовательной политики европейских стран позволил определить “показательные” случаи, классифицировать их, выделить принципиально различные подходы к выработке политики по отношению к этническим меньшинствам в сфере образования. Характерно, что этот выбор, как правило, не зависит от расклада политических сил внутри страны. С теми или иными оговорками в европейских странах реализуются две стратегии регулирования прав этнических меньшинств: политика позитивной дискриминации и политика интегративного характера. Наиболее широкое распространение в странах ЕС в сфере образовательной политики получила политика положительной дискриминации этнических меньшинств, реализуемая с теми или иными национальными особенностями. Особое внимание в статье уделено разбору положительных и отрицательных сторон реализуемых практик. Подчеркивается роль образовательной политики в процессе нациестроительства, в то же время отмечается, что ее невозможно рассматривать в отрыве от социально-экономического и политического контекста. Она также является не самостоятельным механизмом регулирования межэтнических отношений, а скорее инструментом сглаживания этнокультурных противоречий в составе социально-экономической, социальной и национальной политики государства. 

Ключевые слова
образовательная политика; языковая политика; политика идентичности; социально-экономическая политика; национальное государство; регулирование этнополитических конфликтов.


Список литературы

Брубейкер Р. 2012. Этничность без групп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 408 с.

Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. 2013. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М. 224 с.

Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. 2011. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН. 208 с.

Прохоренко И.Л. 2010. Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. М.: ИМЭМО РАН. 100 с.

Прохоренко И.Л. 2015. Пространственный подход в исследовании международных отношений. М.: ИМЭМО РАН. 111 с.

Садовая Е.С. Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 41-53. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.05

Тишков В.А., Шабаев Ю.П. 2013. Этнополитология: Политические функции этнич- ности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательство Московского университета. 413 с.

Shulman S. 2002. Challenging the Civic/Ethnic and West/East Dichotomies in the Study of Nationalism. – Comparative Political Studies. Vol. 35. No. 5. DOI: ttp://dx.doi.org/10.1177/0010414002035005003

  

Содержание номера № 5, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Садовая Е. С.,
Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. №4

Назукина М. В.,
Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: концептуальный анализ. – Полис. Политические исследования. 2020. №3

Тишков В. А.,
Языковая ситуация и языковая политика в России (ревизия категорий и практик). – Полис. Политические исследования. 2019. №3

Прохоренко И. Л.,
Возможности пространственного подхода в изучении этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. №6

Касимов Р. Х., Акулич М. М.,
Ареальная языковая политика. – Полис. Политические исследования. 2022. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2004


Красин Ю. А.
Российская демократия: коридор возможностей

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991